Леонид Гурьев о шлифт-машине, сервисменах, подготовке лыж и вакс-грузовике

0 148

Леонид Гурьев о шлифт-машине, сервисменах, подготовке лыж и вакс-грузовике

Спецкор Анна Маслова по заданию редакции rusbiathlon.ru, лично встретилась с тренером женской сборной России Леонидом Гурьевым и в интервью со знаменитым специалистом выяснила нюансы подготовки лыж в современном биатлоне.

О вакс-грузовике

Вакс-грузовик фирмы SCANIA для сборной команды куплен в 2013 году, когда президентом СБР был Михаил Прохоров. На тот момент он стоил 16 000 000 рублей. При покупке было оплачено техническое обслуживание автомобиля до 2018 года.

По сути вакс-грузовик — это тягач со специализированным прицепом, оснащённый всем необходимым для мобильной работы передвижного сервисного центра. В нём также выдвигается задняя часть для раздевалки, отдыха и мини-кухни. Длина машины — 20 метров. Система кабелей, электрощитки и все необходимое для работы предоставляют организаторы на месте проведения соревнований.

На данный момент 7 национальных биатлонных команд владеют подобными машинами — это Норвегия, Франция, Италия, Швеция, Германия, Австрия и Россия. Фирмы грузовиков у всех разные, например, Volvo, Mercedes-Benz, Scania и другие.

Сервисмены работают в масках, которые закрывают рот и глаза, на спине подвешивается фильтрация.

Лыжи хранятся в пирамидах. На одного спортсмена перевозят до 40 пар лыж.

В команде 6 мужчин и 5 женщин, получается на команду нужно около 450 пар лыж, плюс парафины и прочий лыжный инвентарь.

Также трак выполняет функцию хранения и перевозки вещей спортсменов, инвентаря, чехлов, всего что не входит в норму провоза багажа.

На управление этим грузовиком закреплен один шофер.

Проблема передвижения по Европе

В этом сезоне появилась проблема при переезде грузовика из Швеции в Австрию. Балтику грузовик пересекал паромом, а потом по правилам перевозки шофер должен 4 часа ехать и 45 минут отдыхать, затем снова 4 часа ехать и потом целых 9 часов делать перерыв. Если не следовать этому графику, то будут штрафы по 560 евро.

Из-за этого российский биатлонный фургон, следуя этому графику, добирался из Эстерсунда до Хохфильцена трое суток, приехав накануне соревнований. А сервисменам пришлось ночью разгружать трак и готовить лыжи совсем не отдохнувшими от дороги.

По опыту европейских команд можно сказать что, ситуацию мог бы спасти второй водитель и нашему русскому драйверу не пришлось бы делать длительные остановки на пути к следующему этапу Кубка мира.

Во время сезона на команду выделяют микроавтобусы для перевозки спортсменов и тренеров от места проживания к месту соревнований, которыми управляют сервисмены.

О подготовке лыж и процессе работы сервиса

У сборной России сейчас две сервис-бригады, первая работает на Кубке мира, вторая — на Кубке IBU.

На КМ с женской и мужской командами работают четыре специалиста: Михаил Колосков (главный), Михаил Дуркин, Павел Крючков и Андрей Шатохин.

Сервисеры приезжают на стадион за 5-6 часов до старта соревнований.

Первым делом при подготовке лыж к соревновательному дню сервисмены изучают прогноз погоды по метеостанции и вскрывают 10-15 пар лыж под эту погоду, которые залиты одним парафином.

Погода и состав снега оценивается при помощи специальной метеостанции, которая дает полную информацию по изменению погоды на ближайшее время, т.е. на период гонки (пойдет ли снег, какой влажный/сухой, как изменится ветер, как поменяется влажность).

Далее три человека отправляются откатывать лыжи. Главный сервисмен Михаил Колосков, в это время работает над выбором структур лыж, парафинов, порошков и эмульсий.

Проблема недостатка кадров

И здесь уже видна проблема — не хватает людей на откатку лыж.

Сервисмен работает со спортсменом в паре. Они одновременно скатываются на лыжах с горы откатки, чтобы определить какая пара лыж наилучшая по скольжению. К этому процессу подключается тренерский состав и специалисты комплексной научной группы — Артем Истоимн и Дмитрий Шукалович.

После откатки лыж и выбора спортсменом лучшей пары наносится парафин, эмульсия, спреи, которые Михаил Колосков выкатал под соревновательную трассу.

Здесь очень важно правильное наложение порошка, втирание эмульсий и т.д. У сервисмена должно быть буквально какое-то особое чутье в этом рабочем процессе и во всех остальных этапах подготовки лыж и подборке структур.

Весь процесс подготовки лыж занимает очень много времени, так как требуется подготовить огромное количество лыж и выбрать из них лучшие.

Одно из основных требований к сервисерам — их вес должен быть близким к весу спортсменов, для которых они откатывают лыжи.

Сервисмены в день накатывают до 50 км, поэтому они всегда должны находиться в отличной физической форме.

Работа сервисменов к новому сезону начинается уже с лета, когда они отправляются к производителям лыж Fischer или Madshus и работают с ними на леднике в Австрии, чтобы выбрать лучшие варианты для спортсменов на весь сезон.

Когда определяют несколько пар лыж под разные погодные условия — на лыжи наносится необходимая структура, а также проходит шлифовка старых лыж.

Второй раз лыжи привозят на завод Fischer уже перед чемпионатом мира, чтобы проверить состояние лыж и обновить или сделать новую структуру.

О структуре лыж

Структура — рисунок на скользящей поверхности лыж, подобный протектору на автомобильных покрышках. Её роль — контроль уровня влаги между снегом и поверхностью лыжи. Во время скольжения происходит трение, из-за этого создается тонкая водяная пленка, по которой и скользят лыжи. Избыток или недостаток этой водяной пленки мешает скольжению, поэтому нужно сделать этот слой оптимальным.

В холодную и сухую погоду образуется мало воды, происходит сухое трение и лыжи плохо скользят. В теплую и влажную погоду образуется избыток воды, происходит прилипание, подобное тому, как слипаются два мокрых стекла между собой. Назначение структуры состоит в устранении эффекта прилипания в теплых условиях и создании водяной пленки в холодных.

О шлифт-машине

Такие структуры наносятся с помощью специальной шлифт-машины, которая стоит 200 000 евро.

Перед Олимпиадой в Сочи закупили две шлифт-машины, которые активно использовали для команд лыжников и биатлонистов. Сейчас одна машина находится в Тюмени, а вторая — в Санкт-Петербурге.

Такая машина выглядит как тяжеловесный станок — 3 метра в длину, 1.5 метра в высоту и 1 метр в ширину.

Основной действующий элемент на этой машине — камень 30×40 см по диаметру.

Перед запуском работы шлифт-машины с лыжей, на компьютере устанавливается определенный рисунок структуры, лыжа фиксируется в определенном направлении и затем она проходит под камнем, с помощью которого наносится выбранная структура на поверхность лыжи. Данная структура может держаться весь сезон.

Но здесь нужно учитывать, что одна и та же структура на лыжах разных производителей работает по разному. Например, в одних условиях на Madshus может проявлять себя хорошо, а на Fischer — нет и наоборот.

В идеале нужно такие структуры подбирать и делать на каждый этап проведения Кубка мира. Потому что, допустим, в Антерсельве трасса жесткая и снег чистый, а в Оберхофе он влажный и прилипающий. Соответственно, условия абсолютно разные и работать будут разные структуры. И в идеале нужно такую шлифт-машину возить с собой на все этапы Кубка мира, чтобы грамотно заниматься обработкой лыж, что может привести к наилучшему результату спортсменов сборной страны.

Наш wax-грузовик для этих целей нужно существенно переоборудовать (укрепить днище под большой вес станка), либо купить другую машину. А это значительный расход бюджета, который на данный момент руководство СБР себе позволить не может.

Леонид Гурьев о шлифт-машине, сервисменах, подготовке лыж и вакс-грузовике

Леонид Гурьев (тренер женской биатлонной сборной России), Елена Копылова, Анна Маслова (Шипулина)

Анна Маслова (Шипулина) специально для rusbiathlon.ru

Источник

Оставьте ответ

Ваш электронный адрес не будет опубликован.